Четверг, 25.04.2024, 04:31
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2009 » Ноябрь » 26 » Степан Топал: Надежды гагаузского народа не оправдались
10:30
Степан Топал: Надежды гагаузского народа не оправдались

Степан ТопалПятнадцать лет прошло со дня принятия Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)». И гагаузский и молдавский народ облегченно вздохнули, что цивилизованно разрешили один межнациональ-ный конфликт в Республике Молдова. Появилась надежда на возможность разрешения и второго.За бескровное разрешение гагаузской проблемы тогдашний Президент Республики Молдова был удостоен звания «Человек Года».
В папках работников ОБСЕ и Совета Европы были зашиты отчеты и рапорты о проделанной работе по разрешению межнационального конфликта в одном из государств Европы. Притом впервые в истории межнациональных конфликтов вопрос был разрешен без кровопролития, Парламентским путем. Это стало примером для подражания. Притом форма (проект) государственного устройства в Республике Молдова была, как бы, согласована со многими Европейскими структурами. Буквально через неделю после принятия Парламентом Республики Молдова Закона «Об особом пра-вовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» международные европейские структуры (ОБСЕ и СЕ) со 2 по 4 января 1995 года в Гааге провели международную конференцию с присутствующими представителями конфликтующих сторон: Молдова-Гагаузия-Приднестровье, Россия-Татарстан; Украина-Крым и Грузия-Абхазия-Осетия.Центральной темой разговоров был пример разрешения межнационального конфликта в Республике Молдова, т.е. разрешение гагаузского вопроса.Прошло 15 лет. Гагаузы не удовлетворены.
Надежды гагаузского народа не оправдались. Почему? Неужели гагаузы такие агрессивные, такие несговорчивые, не хотят жить мирно в единой многонациональной Молдове?Да потому что гагаузов 15 лет назад, по большому счету, обманули. Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» не ра-бо-та-ет! Жители еще одной, третьей части страны, не хотят повторить ошибку гагаузов. Что же получается? Облегченные вздохи миллионов людей, отчеты и рапорты представителей европейских структур, звание «Человек Года» были фальшивыми? Взять и зачеркнуть все?
К сожалению, или к счастью, это невозможно. Думаю, настало время глубоко и вдумчиво разобраться во всем этом. Разобравшись, исправить ошибки и твердо идти по пути созидания и строительства единого многонационального государства с политическим устройством, удовлетворяющим все стороны общества.Хочу быть правильно понятым. Односторонне никого не обвиняю. 15 лет назад, когда готовили проект Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», мы тоже многие не знали, да и не могли все предусмотреть. Последующие 15 лет, видимо, не сумели убедить представителей Евросоюза и международных организаций, а молдавская сторона умело и настойчиво водила за нос представителей евроструктур, представителей аккредитованных в Молдове дипломатических представительств многих государств, мировую общественность.
Руководство Молдовы, особенно в последние восемь лет, состоящее только из представителей партии коммунистов, убеждало всех, что гагаузам очень много, так много дали, что они (т.е. мы) не могут поднять и унести. Они просто не умеют работать, не знают, как обращаться с этим Законом. Ими надо управлять с центра, а не давать им свободу действий. И все или многие верили в это. Одновременно руководство делало свое грязное дело. В 2002 году совершают переворот в Гагаузии. Смещают всенародно избранного Башкана Д. Кройтора и устанавливают своего представителя, который до этого заявлял, что Гагаузская автономия – это мертворожденный ребенок, которому Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» ничего не значил.
Это при нем, при Табунщике, в 2003 году Парламент Республики Молдова делает вид, что включают вышеупомянутый Закон в Конституцию страны, как было предусмотрено еще в 1994 году. Делают вид, потому что в Конституцию включают не Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», а черт те что. Снова убеждают общественность, что руководство Молдовы последовательно выполняет свои обязательства перед гагаузским народом. Снова все или многие верят в эту ложь.
В это же время, начиная с первого дня существования АТО Гагаузия (Гагауз Ери), основные статьи Закона не работают. Можно сказать, что Закон в целом не работает (ст. 1 п.4; ст. 3 п.2; ст. 5 п.2 с. Бурлачены; ст. 12 п. 2; ст. 18 (1,2); ст. 25).Ст. 12 – участие в осуществлении внутренней и внешней политики, по вопросам, касающимся интересов Гагауз Ери. Кто спросил Гагаузов относительно разрыва торговли с Российской Федерацией вином и виноматериалами, все Закона, распоряжения, принятые в Молдове относительно вина и виноматериалов, касаются в первую очередь гагаузов – это основной источник пополнения бюджета автономии и является основой (фундаментом) экономики региона. А с какими трудностями встречаемся при получении гуманитарной помощи (Российская Федерация, Республика Турция); 100(сто) тысяч евро, выделенные Президентом Республики Румыния Бэсеску, целенаправленно на ликвидацию последствий засухи в Гагаузии 2 года назад. Президент Молдовы В. Воронин считает, что гагаузский народ настолько темный, что не заметит этого.
Более того, во время предвыборной кампании В. Воронин, выступая на встрече с избирателями Чадыр-Лунги, выразился, что гагаузов надо чаще и сильнее бить, чем больше их бьешь, тем более они становятся послушными. Эти примеры можно перечислять очень долго.Перейду на другую тему. Центр или руководство страны, а точнее, партия власти (партия коммунистов) вмешиваются в процессы выборов всех уровней в Гагаузии (местные, региональные, башканские), чтобы продвинуть членов своей партии в структуры автономии и потом методом кнута и пряника манипулировать народом автономии. Таким методом был совершен переворот в 2002 году. Этот метод парализует работу Народного Собрания.
Все 15 прошедших лет Народное Собрание Гагаузии не в состоянии проявить законодательную инициативу перед Парламентом страны. И по сей день это существует.До настоящего времени не выявлены для всей Гагаузии, общественности Молдовы, а также для европейских и международных организаций истинные причины провала европейского проекта Гагаузской автономии – высшая власть и судебная власть Молдовы, полагаю, знали местные причины торможения, так как это осуществлялось по их поручению.
Думаю, что изречение Табунщика «О мертворожденном ребенке» тоже исходит от этого (он знал это, и шел в Башканы, чтобы осуществлять это торможение на практике).При этом высшее руководство Молдовы всем заявляло, что они все, что обещали, делают и всем европейским и международным экспертам показывали все принятые законы, на всех международных форумах преподносилось как пример успешного решения конфликта между центром и Автономией.
На вопросы представителей европейских структур – почему же есть неудовлетворенность у гагаузской стороны, молдавская сторона заявляла, что все проб-лемы заключаются в том, что еще не найдено оптимальное распределение полно-мочий между центром и Автономией. А европейцы верили в это и добросовестно организовывали различные мероприятия по обучению тому, как лучше осуществлять оптимизацию распределения таких полномочий в разных странах, например, как Англия и Германия, в которых участвовали все стороны, в том числе и гагаузы (Есир, Карасени, Чолак).Однако, к сожалению, до сих пор ни в Гагаузии, ни в европейских структурах никто не догадался проверить, а как на самом деле, предоставленные автономные полномочия Гагаузии двигаются от правообразовательной функции (т.е. от принятия Законов Гагаузии – законодательной ветвью власти Гагаузии) к правоприменительной функции – (к применению Законов, т.е. как применяются законы Гагаузии в судебных спорах – судебной ветвью власти. Если бы это сделали, причину провала реализации европейского Проекта «Гагаузская Автономия» в Молдове с 1994 года по настоящее время удалось бы достаточно быстро выяснить. Как бы к этому отнеслось руководство Молдовы? Это уже другая тема разговора. Хочу отметить, что это не только мои слова, это мысли моих единомышленников. Для большего убеждения приведу в пример, что говорил по этому поводу Президент США Вудро Вильсон: «Правительство свои обещания выполняет или не выполняет их в своих судах».
В Молдове центральные власти, именно так и поступили, дав возможность законодательной ветви власти в Гагауз Ери разрабатывать и принимать законы Гагаузии, и процедурно их внедрять. Другой ветви власти в Гагаузии, которой они не только административно управляли, мешая их независимости, в нарушение действующего законодательства Молдовы и Гагаузии, а впоследствии с приходом к власти ПКРМ полностью блокировали применение законодательства в судебных процессах по вопросам, отнесенным к компетенции Гагаузии.
И все это было в течение 15 лет.Сегодня мне становятся понятными слова П. Лучинского 23.XII.1994 года: «Братья-гагаузы, вы получили то, что хотели. Теперь посмотрим, как вы с этим будете управляться». Да, вся проблема того, что до сих пор все предоставленные полномочия Гагаузской Автономии согласно Закону Республики Молдова № 344-XIII от 23.12.1994 г. остаются лишь на бумаге заключается в том, что все Законы Гагаузии, принятые Народным Собранием за период существования АТО на базе узаконенного Закона Республики Молдова, никак не признаются и не применяются судебными инстанциями, расположенными на территории АТО. Судьи судебных инстанций, расположенных на территории АТО Гагаузия, сдерживали процесс внедрения в жизнь законов Гагаузии как могли и сумели это сделать аж 15 лет (как солдаты невидимого фронта), т.е. аж со дня рождения нашей автономии. Еще раз хочу сказать слова Вудро Вильсона: «Правительство выполняет свои обещания или не выполняет их в своих судах». Современное цивилизованное общество, ратуя за конституционное Правительство, т.е. ратует не только за хорошие законы, но еще и за умные, независимые и беспристрастные суды. Так как абсолютный диктат и отсутствие независимости судей и судов, находящихся на территории Гагауз Ери, ранее зависимых только от центральных судебных властей Республики Молдова, а ныне еще и всецело зависимых от ПКРМ, является главной причиной провала европейского Проекта Гагаузской автономии, а не неправильное распределение полномочий между Центром и Автономией.
Вспомним, сколько судебных споров в судах Гагаузии на основе Законов, принятых Народным Собранием, пущено под откос.Конституции развитых стран охраняют и обязывают все государственные и иные органы страны признавать и исполнять законы автономно-территориальных образований на территориях этих образований, однако Конституция Республики Молдова не делает этого, хотя и не запрещает им не признавать законодательство АТО Гагауз Ери. В то же время нигде не сказано, что все остальные органические законы, принимаемые в Республике Молдова, являются на ступень ниже органи-ческого Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».
А они – эти органические законы зачастую противоречат нашему органическому закону от 23.12.1994 г. Кроме того, ныне действующая в Республике Молдова недемократическая процедура отбора судей и формирование судебных инстанций на территории Гагау-зии нарушила необходимую целостность и взаимовлияние системы трех ветвей власти в Гагауз Ери. Кроме того, она, эта процедура нарушила их целостность и поставила судебную систему у нас на несоизмеримо более высокий уровень в системе трех ветвей власти в Гагаузии (то есть выше законодательной и исполнительной). Это нарушило изначальный принцип баланса ветвей власти, положенный в основу теоретиками и авторами системы разделения ветвей власти в управлении страной или автономией. 



 
Категория: ПРОГРАММЫ | Просмотров: 1053 | Добавил: mirnaia | Теги: Топал, гагаузская республика, конференция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]