Пятница, 26.04.2024, 10:53
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2009 » Октябрь » 9 » Родом из Чадыр-Лунги
18:37
Родом из Чадыр-Лунги
Юрий Алексеевич Хоровский - известный в России художник и скульптор.Его работы выставлены в Государственной Третьяковской галерее в Москва, в Республиканском художественном музее в Кишиневе,в Московских галереях "МАРС"и "Московская палитра",в галерее "На-не"в Будапеште.Во многих выставочных залах Москвы неоднократно проводились его персональные выставки, его работы продавались на аукционах.Но в Гагаузии Юрий Хоровский не известен. А ведь он наш земляк.
Его
отец, офицер, пришел в Молдавию с освободительной (или, как сейчас говорят, с оккупационной) Красной Армией в 1944 году и женился на его матери, но прожил с ней неделю. Уехал в Москву.
Юрий Хоровский родился в 1946 году в городе Чадыр-Лунга, в доме своего деда, польского еврея, переехавшего в Молдавию молодым еще в конце прошлого века. Его звали Исайя Хоровский. Еврейская родня Хоровского с надеждой на лучшую жизнь ждала прихода Красной Армии, но пришли войска и сняли черепицу с нового дома, а взамен выдали расписку. Семье пришлось переехать в старый дом. Мать будущего художника (ей было 22 года) и ее младший брат были первыми комсомольцами в Чадыр-Лунге. В 1952 году Юрий с матерью переехали в Кишинев, столичный город, и для него начиналась новая яркая жизнь. Город еще в развалинах, но жизнь кипит, все счастливы тем, что кончилась война и голод, что живы, а Сталин обещает счастливую сытую жизнь.
Однажды мать повела Юрий в художественный музей и то, что он там увидел, поразило его воображение. Он стал рисовать, лепить, вырезать. В 11 лет он начал ходить в студию, в тринадцать поступил в художественное училище на скульптуру. В пятнадцать стал ездить в Москву в музеи, на выставки, стал бывать в мастерских. В 1965 году, окончив училище, чтобы получить отсрочку от армии, поехал в Москву сдавать экзамены в институт, который попроще. Его приняли на факультет моделирования одежды в московский технологический институт, в котором он проучился год, а потом ушел. Было скучно. Вернувшись в Кишинев, Хоровский окунулся в художественную жизнь Молдавии. Несколько лет поработал в мастерской академика Лазаря Дубиновского, принимал участие во многих его больших работах. В 1968 году впервые участвовал в художественной выставке, в 1970 - вступил в Союз художников. Много лет был самым молодым членом Союза, его пытались воспитывать и направлять, загружать общественной работой. В эти годы появились первые признаки брежневского застоя. В правление Союза пришли люди без таланта, но убежденные соцреалисты, стоящие на страже коммунистической идеологии. Работы Хоровского не были "соцреалистическими" и с ним стали бороться. Он попал в "леваки". Но его начали покупать в Москве и принимать на всесоюзные выставки. Работы Хоровского купили Министерство культуры и Третьяковка. Он стал чаще бывать в Москве и участвовать в московской художественной жизни.
С началом "перестройки" жизнь в Молдавии круто изменилась, началась национальная революция. Изменилась и ситуация в искусстве. Стали преобладать национально-этнографические тенденции, и Хоровский опять не вписался в ситуацию. В 1988 году у него прошли две большие персональные выставки живописи, скульптуры, графики. Обе они состоялись в Кишиневе и вызвали критическую оценку в национально-патриотических кругах. Хоровский стал чужим в Молдавии. В это время он познакомился с Маратом Гельманом, и тот предложил ему персональную выставку сделать в Москве. Выставка состоялась в 1989 году а галерее "Дом 100" и получила отклики в московской прессе.
С этой выставки началась новая московская полоса жизни Хоровского. Он переехал в Москву.
Все эти годы в Москве Хоровский постоянно сотрудничает с Галереей Гельмана, участвует во всех крупных проектах галереи в России и за рубежом. За это время состоялись 10 персональных выставок. Юрий Хоровский работает в области живописи, скульптуры, графики, инсталляции, фотографии.
«Точкой отсчета в искусстве Хоровского можно считать откровенную независимость творческого поиска, не ограниченного рамками стремления к абсолютизму пластической гармонии и использованию универсальных этических норм. В работах художника, внутренне созвучных духу нашей эпохи, всегда превалирует идея свободы и достоинства человека, преломленная через призму социально-экономических катаклизмов машинной цивилизации»,- писала о Хоровском искусствовед Т.Чистова.

Категория: ГАГАУЗЫ/ИСТОРИЯ | Просмотров: 1204 | Добавил: mirnaia | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]