15:19 Как гагаузы зиму провожают (Празднование масленицы) | |
Масленица – один из наиболее веселых "переходных” праздников
от зимы к весне широко отмечавшийся гагаузами, как и многими европейскими
народами. Это один из крупных дохристианских праздников, который не был
приурочен к христианскому празднику. В масленичной обрядности, в которой
отражена идея прощания с зимой, сочетаются языческие и христианские элементы. Великому посту предшествуют мясные (Et horucu) и сырные заговены (Piinir
aftasi), на которых происходило "прощание” с мясной и молочной пищей. В течение
масленичной недели (последняя неделя перед постом) употребляли только молочную
пищу: различного рода пресные слоеные пироги с творогом, голубцы, яйца вареные
и жареные. Основными элементами масленичной обрядности являются: обрядовая трапеза, обряд
прощения, обрядовые костры, верховая езда (состязания), катанье на санях,
всеобщее веселье, в основе которых лежит очистительно-предохранительная магия и
элементы культа предков. Обильное угощение на Масленицу, а также всеобщее веселье, которому придавалось
большое значение, связано с магией первого дня (т. е. как встретишь первый день
Нового года, так и проведешь весь год). На "сырной” неделе ездили в гости к
родственникам на санях, телегах, в зависимости от погодных условий, а холостые
парни ездили верхом на лошадях. Масленица у гагаузов считалась женским праздником, так как значительную часть
масленичной недели отмечали в основном женщины. В среду, четверг и субботу на
сырной неделе, после обеда, несколько женщин собирались в одном доме с
различными женскими работами (шитьем, пряденьем и т. д.). Вечером, из собранных
сообща продуктов, они устраивали застолье. В некоторых гагаузских селах (с. Джолтай) в масленичной обрядности имели место
ряженые, а также использовались маски, например, осла. Две женщины накрытые
шкурой изображали осла, а другая — наездницу. У одной из женщин, накрытой
шкурой, в руках была бутылка с водой, которой она поливала окружающих, вызывая
тем самым веселый смех. Следует отметить, что в целом ряженье на Масленицу у
гагаузов Бессарабии имело ограниченное распространение, в отличие от многих
европейских народов, у которых широко использовалось ряженье и маски различных
животных. Самым важным днем Масленицы было прощеное воскресенье, которое называлось так
потому, что в этот день было принято просить прощение за все обиды (грехи) у
родственников, соседей и знакомых. Обычай общественного раскаяния у гагаузов
назывался prost olmak. Согласно народному обычаю, в этот день семейные пары
приходили в гости к родственникам и кумовьям, у которых просили прощение и
целовали руку. Посаженые родители одаривали своих приемных детей свечей,
вареным яйцом и платком. Свеча символизировала увеличение светового дня и тепла
(т. е. приближение весны), а яйцо являлось символом возрождавшейся жизни,
которое характерно для природы весной. Обычай общественного раскаяния широко распространен у многих народов
Юго-Восточной Европы. У народов Балкано-Карпатского региона он назывался
"прошка”. У русских, например, прощение просили, целуясь друг с другом или
кланяясь друг другу в ноги. Важной частью масленичной обрядности являлись обрядовые костры, которые
зажигались возле каждого дома. Через костер должны были обязательно
перепрыгнуть все члены семьи. Детей проносили над костром на руках. На более
высоких возвышенностях молодежь разжигала большие общественные костры,
перепрыгивание через которые сопровождалось криками "Уллю брати”, значение
которых гагаузы и сами не понимали. Другим развлечением молодежи являлось — скатывание со склонов горящих колес,
соревнования по верховой езде, а также перепрыгивание верхом на лошади через
костер. Согласно народному поверью, масленичные костры "отгоняют нечистую силу,
предотвращают появление чесотки у лошадей и предохраняют летом людей от блох”.
Таким образом, в основе масленичных обрядовых огней лежит
очистительно-предохранительная функция | |
|
Всего комментариев: 0 | |