Пятница, 19.04.2024, 21:51
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2009 » Октябрь » 26 » 24 октября 2009 года в гагаузском селе Бешалма
13:58
24 октября 2009 года в гагаузском селе Бешалма

Автор статьи Л.Добра

 

Если бы на похоронах Л. Покровской хватило бы времени и автору этих строк досталось  бы слово, то он сказал бы следующее:

 «Людмила Александровна совершила два Великих Подвига:

Первый подвиг – ее научная и творческая жизнь среди гагаузов,

Второй ее подвиг - когда она завещала похоронить ее прах в гагаузском селе Бешалма».

 

В этот день много было сказано о Л.Покровской, как об ученом-тюркологе, гагаузском лингвисте-филологе, неутомимом организаторе и педагоге, но никто не сказал о ней, как о политически волевом и смелом человеке. Нам придется в этой статье восполнить такой пробел.

 

Когда в 1982 году нами, группой молодых гагаузов в Комрате, что называется, - ребром был поставлен вопрос перед руководством Кремля (тогдашнее руководство СССР) о необходимости преподавания в школах родного языка как предмета, то нами тогда были разосланы письма во все государственные, культурно-научные инстанции СССР (Кремль, Союз писателей, Академии Наук, депутатам Верховного Совета, министерствам и т.д.  то самое удивительное, - первым был получен ответ от Л.Покровской. Затем она по собственной инициативе начала вести переговоры с другими учеными, чтобы те также что-нибудь ответили нам или написали бы официальным госучреждениям.

Спустя 25 лет результате такой переписки были опубликована в книге «Памятник Гагауз Йери или КГБ против СССР»  (в конце статьи  приводится отрывок из такой книги).

 

В следующем 1983 году нас, студентов архитектурного факультета Ростовского института, посылают на архитектурную практику в город Ленинград и в перерывах между практикой мне удается разыскать адрес Л.Покровской, встретиться с ней и провести долгую беседу по всем аспектам гагаузских проблем. Удивлял тот факт, что временами мне казалось, что она является большим гагаузским патриотом, нежели многие наши гагаузские ученые, которые в те времена боялись всего и всех, и особенно боялись «коварных кэгэбэшников», которые якобы неотступно следили за каждым их умным шагом. И именно поэтому, что Л.Покровская всегда открыто высказывалась в защиту гагаузского языка, ее очень недолюбливали в молдавских коридорах власти.

«Кто она такая, - истерически спрашивал меня тогдашний министр просвещения Молдавии Д.Зиду у себя в кабинете, - и какое она имеет право, живя в Ленинграде и не являясь гагаузской по национальности, диктовать нам в Молдавии, каким образом мы должны решать вопросы с гагаузами..?!»  

В начале 90-х годов нам (нашему поколению революционеров) удалось открыть в Комрате Университет и остро встал вопрос о научных и педагогических кадрах. Гагаузский ученый М.Маруневич взяла на себя привлечения ученых-тюркологов, поэтому она первым пригласила в Комрат Л.Покровскую. Уже занимая должность Башкана (мэра) Комрата, я с радостью узнал от М.Маруневич, что к нам в Университет изъявила желание приехать на работу Л.Покровская для организации кафедры гагаузской филологии и языка, а также  факультета национальной культуры. Нами в башканате (исполкоме) Комрата в 1992-93 гг. пришлось изыскать возможность и выделить 6 квартир для Университета, где одна из них была предоставлена Л.Покровской.

Я частенько бывал у нее в университетской квартире вместе М.Маруневич, часами беседовали о проблемах и перспективах развития гагаузского языка, нашей культуры и истории. По некоторым позициям наши мнения были диаметрально противоположными, но это не мешало нам искать точки соприкосновения, не зацикливаясь на противоречия.

Например, я, как НЕспециалист в филологии, просил ее найти способ, чтобы некоторые гагаузские слова ( к примеру, «киамиль» - удивительный, замечательный) при написании на латинском алфавите (kiamil), автоматически теряется мягкий знак, поэтому меняется смысл гагаузского слова. Людмила Александровна доказывала, что нет такого правила в орфографии, чтобы смягчать звук в латинском алфавите для одного или двух гагаузских слов.

Когда заходила речь о пишущих историках, то она почему-то не принимала идею о том, что древнейшие корни гагаузов следует искать в Индостане (нынешняя территория Индии), в среде древних арийцов и дравидов, но с прошествием времени она все же приняла такой вариант и даже опубликовала в газете «Комратские вести» собственные исследования по этой тематике, что история гагаузов корнями уходит в Индостан, с чем до сих пор почему-то не соглашается ни один так называемый «профессиональный» историк по гагаузской истории. 

Несмотря на то, что Покровская свое детство провела в Башкирии (семья была выселена), выучив там башкирский и татарские языки, я часто задавался вопросом: почему Л.Покровская, этнически не являясь гагаузом, всю свою жизнь и научную деятельность посвятила гагаузам и тюркологии?

Однозначного ответа до сих пор не найдено. Возможно в крови у нее от далеких предков течет какой-то сильный элемент тюркско-гагаузской крови, поэтому ей передалась не реализованная КЕМ-ТО из предков программа изучения гагаузов. Возможно, что вероятнее всего, в Прошлой своей Жизни  она была гагаузкой или гагаузом, если верить теории Реинкарнации (Перевоплощении) и не успела завершить всех своих дел, поэтому в Этой Жизни, родившись русской, она очень быстро «вспомнила» свою историческую и жизненную миссию.
Но как бы там не было «по крови», тот факт, что при этой жизни она завещала похоронить частичку ее праха в гагаузском селе Бешалма, рядом с могилой гагаузского просветителя Д.Карачобан, говорит о многом.

 На церемонии похорон присутствовали многие известные деятели Гагаузии – М.Формузал, Н.Стоянов, Г.Табунщик, Д.Узун, К.Сырф, Д.Гаргалык, Т.Мариногло, К.Тельпис, О.Радова, К.Таушанжи, С.Захария, Л.Добра и многие другие.

 Особо следует отметить энергичные действия, предпринятые в период похорон Л.Покровской директором Бешалминского музея им Д.Н.Карачобана Л.Марин, которая сразу же после кончины Л.Покровской 7 октября, выехала в Питер, участвовала там в церемонии похорон, затем привезла часть праха в Гагаузию, организовала прощание с усопшей в Комратском госуниверситете 23 октября, и, наконец, блестяще провела это мероприятие в Бешалме, вплоть до организации поминок. Большое человеческое спасибо Людмиле Дмитриевне Марин за этот бесценный человеческий труд.

 

Категория: НАШИ НОВОСТИ | Просмотров: 1828 | Добавил: mirnaia | Теги: Л. Покровская | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]